ГУ Отдел вневедомственной охраны при УВД по Новороссийску

Поликлиника онлайн

Блиц-освобождение танкера! Все наши живы. Пиратов - под суд. Спасителей - к наградам. Экипаж, скорее всего, - в Китай

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Экстренная новость от gzt.ru.

***Пираты сломали двигатель в попытке завести его, сообщили GZT.RU в штабе ТОФ. Перед высадкой пиратов на борт экипаж танкера успел заблокировать машинное отделение, перевел управление на себя и пустил танкер в дрейф. Судно стало двигаться по кругу. «Сейчас восстанавливается работа двигателя, после чего танкер продолжит движение. Вероятно, курс и состав экипажа останется прежним, но возможно моряков вывезут в Новороссийск, а на танкер доставят другой экипаж. Сейчас этот вопрос прорабатывается», -  отметил представитель ТОФ.

Наши морпехи скрутили сомалийских пиратов за 20 минут.

***Военные освободили захваченный сомалийскими пиратами танкер «Московский университет». Все 23 члена экипажа живы! Корсары захватили судно утром 5 мая. Капитан танкера «Московский университет» дал сигнал SOS. Он успел сообщить, что к судну приближаются две лодки с вооруженными людьми. После этого связь с судном оборвалась... Танкер в это время находился в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива.

***Командование ВМФ сразу же отправило к месту захвата большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников». Он как раз находился в тех широтах в антипиратском рейде. «Шапошников» нагнал танкер около полуночи. С борта военного корабля поднялись в небо два вертолета. Летчики Владимир Ковальчук и Александр Данила в апреле прошлого года уже сражались с пиратами. Тогда благодаря им удалось захватить пиратскую шхуну с 27 вооруженными до зубов флибустьерами! Отработанная схема не подвела и в этот раз. Первый вертолет зашел  танкеру «в лоб» и сделал несколько предупредительных выстрелов.
***- Мы дали очередь из пулемета. Слева на борту вертолета у нас стрелок сидел и все это время держал под прицелом пиратов. На танкер выходили парой. Чередовались. Нельзя было одновременно подвергать риску два летательных аппарата, - рассказал пилот Александр Данила.
***В это время с пиратами велись переговоры по радио.
***- Для отвода глаз. Вроде как это и не штурм вовсе, а просто прилетела группа для ведения переговоров. Пираты успокоились, не ждали каких-то действий. Это их и сгубило, - рассказали нам в штабе ТОФ. - Захватчики блефовали. Говорили: «Если начнете штурм, мы убьем всех заложников». Тогда наши ребята им предложили: «Приведите хотя бы одного заложника, мы с ним поговорим и потом уже будем обсуждать сумму выкупа». Пираты потянули время, помыкались, но заложников не привели. Хотя в прошлые захваты всегда выводили на палубу 2 - 3 человек.Тогда стало понятно, что экипаж спрятался от пиратов в надежном месте. И штурм их жизни под угрозу не поставит.
***К тому времени уже рассвело. Со второго вертолета и с борта «Маршала Шапошникова» на танкер высадились два отряда бойцов. Такого маневра корсары не ожидали. Весь захват занял около 20 минут: растерявшиеся пираты не успели толком подготовиться к атаке.

ОФИЦИАЛЬНО. Моряков «Университета» сейчас допрашивают

***- Офицер военных следственных органов поднялся на борт танкера «Московский университет» сразу после того, как была завершена силовая часть операции по освобождению его экипажа, - рассказали нам в пресс-службе Военного следственного управления СКП РФ. - Место происшествия осмотрели. Сейчас экипаж допрашивают, все чувствуют себя более-менее нормально, пострадавших среди наших нет. Расследование уголовного дела продолжается.
***Офицер штаба Тихоокеанского флота: «Когда ликвидировали одного пирата, остальные стали сдаваться с мокрыми штанами».
***В штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) на основании доклада командира большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников» срочно готовят победный доклад министру обороны Анатолию Сердюкову об успешной операции. Военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ связался с одном из офицеров штаба флота (по понятным причинам он попросил не называть его фамилию), чтобы узнать подробности событий. Капитан 1 ранга хорошо осведомлен о содержании доклада, но заметил: «Всех деталей раскрывать не буду, дабы не выдать секреты нашей тактики пиратам, которые все еще орудуют в заливе». Вот какая получилась беседа.
***- Как и когда «Маршал Шапошников» оказался в пиратоопасном районе?
***- Еще 25 февраля отряд ТОФ в составе БПК, морского спасательного буксира и танкера «Печенга» ушел из Владивостока в Аденский залив на боевое дежурство. 5 мая он был в нескольких сотнях миль от берега Сомали. Там и получил сообщение о захвате «Московского университета». (Читайте далее...)

6 наивных вопросов об операции по спасению моряков

***1. Что помогло экипажу остаться в живых?
***Сейчас все моряки отмечают, что команда действовала строго по инструкции. Как только капитан Юрий Тульчинский заметил преследователей, он связался с владельцами судна и подал сигнал бедствия. Потом попытался увести танкер от погони, а когда понял, что сделать это не удастся, дал команду экипажу - запереться в машинном отделении (см. схему). Это нам, гражданским, сложно представить, как это 23 человека за полминуты собрались в одном месте на огромном танкере. Но у морских волков на этот случай есть специальный регламент.
***- На каждом корабле есть помещения, куда личный состав эвакуируется в случае опасности, - рассказывает капитан 2 ранга Константин Юсупов. - Двери туда открываются и снаружи, и изнутри. Но если изнутри задраить люки, то есть вставить болт в ручку двери - круглую такую, все наверняка видели в фильмах, то дверь блокируется намертво. И открыть ее можно будет только самим запершимся морякам. А если закрыть все люки и краны, то помещение вообще станет герметичным. И тогда моряков даже выкурить оттуда нельзя. Учитывая запас провианта и воды, который есть на судне на случай нештатной ситуации, моряки могли бы продержаться 2 - 3 суток.
***2. Что помешало пиратам уйти от погони?
***Обычно, когда пираты захватывают судно, им удается взять команду в заложники. И дальше уже они под дулами автоматов диктуют капитану, каким курсом вести судно. На этот раз пиратов ждал неприятный сюрприз. Они попытались взломать двери в машинный отсек, где забаррикадировались моряки. Но, на счастье экипажа, у захватчиков не было ни пилы-болгарки, ни автогена. Они могли только попытаться взорвать переборку гранатой. Но двери на судне противоударные. Справиться с ними может разве что специалист по взрывотехнике с суперсовременным оборудованием.
А перед тем как укрыться от пиратов, капитан Тульчинский положил судно в дрейф. Потом дал команду остановить и заблокировать двигатели в машинном отделении. Именно поэтому танкер пираты увести не смогли. Он практически стоял на месте, тихо дрейфуя по течению. И обнаружить танкер для «Маршала Шапошникова» не составило никакого труда.
***3. Как можно оценить операцию?
***- Операция была проведена блестяще, - считает экс-начальник Российского бюро Интерпола, советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский. - Экипаж танкера быстро связался с представителями Военно-морского флота России, и оттуда последовала мгновенная реакция. При освобождении обошлось без жертв среди экипажа танкера. Это пример того, как надо действовать. Наших моряков нужно наградить за грамотные, своевременные действия.
***4. Кто стоит за корсарами?
***- Обратите внимание: нападение было совершено на танкер, который вез нефть в Китай, - подчеркивает Овчинский. - Если проанализировать все пиратские захваты в прошлом году, то выясняется, что в каждом третьем случае бандиты нападали на суда, которые направлялись именно в Китай или везли что-то для китайских компаний, работающих на африканском континенте. Очевидно, пираты действуют по заказу мафиозных структур и, вполне вероятно, даже по заказу спецслужб некоторых стран. Берутся голодные, бездомные мальчишки 14 - 16 лет. В лагерях, расположенных в Сомали и других африканских странах, их обучают обращению с автоматом и гранатометом. А дальше - на лодки и вперед! И этот людской ресурс бесконечен.
***5. Как обезопасить суда от нападения?
***- Российский флот достаточно серьезно представлен в этом опасном регионе, - считает наш эксперт. - Поэтому следующий шаг - это разрешение гражданским судам, идущим через Аденский залив, иметь частные охранные структуры, которые могли бы давать отпор пиратам, вести огонь на уничтожение. Если установить на каждом танкере по нескольку крупнокалиберных пулеметов, никаких пиратов не будет. Но международное сообщество таких мер не принимает. А необходимо экстренное решение на уровне Совбеза ООН.
***6. Где будут судить морских разбойников?
По данным Овчинского, задержанные пираты будут доставлены в Россию и, видимо, здесь же их ждет суд. Сейчас с бандитами работают военные следователи. Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ еще в среду, спустя несколько часов после захвата танкера «Московский университет», возбудил уголовное дело по статье 227 УК РФ - «пиратство». Корсарам грозит от 5 до 15 лет тюрьмы.

КСТАТИ

***Матрос, который поднял тревогу, до рейса работал продавцом мужской одежды. Павел Донченко первым заметил пиратов, плывущих к танкеру. Пока капитан связывался с военными кораблями, чтобы предупредить о пиратской атаке, 24-летний матрос поднимал команду по тревоге.
***- Пашка молодец! - комментируют моряки в Новороссийске. - Там счет на секунды шел: чуть промедли, и пираты уже наставили  бы автоматы на команду. А хоть одного бы в заложники взяли - все. Попробуй не открой дверь пиратам, если они твоего товарища грозятся застрелить...
***А ведь Донченко в рейс попал случайно. Работу на судах не мог найти - то денег предлагали мало, то рейсы были какие-то сомнительные. Пришлось Пашке работать продавцом в магазине мужской одежды. Но тут повезло - взяли на «Московский университет». Счастливый случай. Теперь получается - для всей команды.

ЗВОНОК РОДНЫМ

***Жена капитана Наталья ТУЛЬЧИНСКАЯ: «Муж позвонил сразу после штурма. Сказал - скоро не ждите!».
***Домой команда вернется не раньше чем через четыре месяца.
***Почти сутки родственники моряков, попавших в плен к сомалийским пиратам, не находили себе места. Родные капитана Юрия Тульчинского глотали валерьянку, у его мамы зашкаливало давление, но она так и не позволила близким вызвать врачей. «Не могу отойти от телефона ни на секунду», - объясняла она.
***Друзья старпома Михаила Мигунова просили помощи у Николая Чудотворца. Говорят, именно этот святой спас его экипаж год назад, когда судно пытались захватить такие же флибустьеры. Капитан тогда перекрестился перед образом, и судно смогло уйти от преследователей.
***- Вот мы и решили: а вдруг поможет? И, как видите, сработало, - чокаясь бокалами с вином, признаются мужчины.
Как только «Маршал  Шапошников» отбил танкер, спасенные моряки бросились звонить родным.
***- Я и ребята живы-здоровы, никто не пострадал, - услышала Наталья Тульчинская голос мужа. - Все подробности расскажу потом, сейчас говорить неудобно. Домой скоро не ждите...
***И положил трубку.
***- У команды контракт с заказчиком на четыре месяца. Поэтому судно они не могут покинуть, - рассказал нам источник, близкий к владельцам судна. - Если кого-то и отправят домой, то только тех моряков, которым нужна срочная психологическая и медицинская помощь. Но там команда бывалая, настоящие морские волки. Вряд ли кто домой сорвется. Скорее всего, двинутся дальше в Китай. Ведь огромное судно  в море никто не бросит, а груз заказчику должны доставить в любом случае. Иначе владельцы  судна понесут большие убытки.

Советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский: По пиратам надо вести огонь на поражение

***Как можно оценить операцию?
***- Операция была проведена блестяще, - считает экс-начальник Российского бюро Интерпола, советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский. - Экипаж танкера быстро связался с представителями Военно-морского флота России, и оттуда последовала мгновенная реакция. При освобождении обошлось без жертв среди экипажа танкера. Это пример того, как надо действовать. Наших моряков нужно наградить за грамотные, своевременные действия.
***Кто стоит за корсарами?
***- Обратите внимание: нападение было совершено на танкер, который вез нефть в Китай, - подчеркивает Овчинский. - Если проанализировать все пиратские захваты в прошлом году, то выясняется, что чуть ли не в каждом третьем случае бандиты нападали на суда, которые направлялись именно в Поднебесную или везли что-то для китайских компаний, работающих на африканском континенте. Очевидно, пираты действуют по заказу транснациональных мафиозных структур и, вполне вероятно, даже по заказу спецслужб некоторых стран. Берутся голодные, бездомные мальчишки 14-16 лет. В лагерях, расположенных в Сомали и других африканских странах, их обучают обращению с автоматом и гранатометом. А дальше - на лодки и вперед! И этот людской ресурс бесконечен.
***Как обезопасить суда от нападения бандитов?
***- Российский флот достаточно серьезно представлен в опасном регионе, - считает наш эксперт. - Поэтому следующий шаг - это разрешение гражданским судам, идущим через Аденский залив, иметь частные охранные структуры, которые могли бы давать отпор пиратам, вести огонь на уничтожение. Если установить на каждом танкере по несколько крупнокалиберных пулеметов, никаких пиратов не будет. Но международное сообщество таких мер не принимает. А необходимо экстренное решение на уровне Совбеза ООН.
Где будут судить сомалийских пиратов?

***По данным Овчинникова, задержанные пираты будут доставлены в Россию и, видимо, здесь же их ждет суд. Сейчас с бандитами работают военные следователи. Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ еще в среду, спустя несколько часов после захвата танкера «Московский университет», возбудил уголовное дело по 227 статье УК РФ - пиратство. Корсарам грозит от 5 до 15 лет тюрьмы.

Освобождению танкера помогла "волшебная кнопка"

***Специалисты отмечают, что оперативному освобождению танкера "Московский университет" способствовали правильные действия экипажа. В частности, решение о полном обесточивании судна. Пиратам так и не удалось завести двигатели.

***Как сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин, 6 мая в период с 02:00 до 05:30 силами большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников" Тихоокеанского флота ВМФ России проведена операция по освобождению захваченного морского танкера "Московский университет". Операция завершена штурмом морпехоты, танкер взят под полный контроль, все 23 члена экипажа освобождены, никто из них не пострадал. Задержаны 10 пиратов, среди которых есть раненые, один пират уничтожен. В настоящее время на борту морского танкера работает следователь военно-следственного управления, который по поручению Главного следственного управления проводит первоначальные следственные действия, направленные на сбор доказательств по уголовному делу. Военный следователь был прикомандирован к большому противолодочному кораблю "Маршал Шапошников". По факту захвата морского танкера "Московский университет" возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 227 УК РФ ("Пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой").

Захваченный пиратами "Московский университет" загружал нефтью лично Путин

***Танкер "Московский университет", который захватили сомалийские пираты, некогда загружал нефтью лично премьер-министр Владимир Путин. Судно было построено японцами по заказу Новороссийского морского пароходства и спущено на воду 12 ноября 1999 года. Оно может перевозить до 100 тыс. тонн нефти. Примерная стоимость "Московского университета" составляет 41 млн. долларов.
***В апреле 2003 года танкер был блокирован в Баренцевом море "зелеными", протестовавшими против захода судна в норвежские воды. В декабре 2009 года "Московский университет" стал первым танкером, который был загружен в новом российском нефтеналивном терминале в порту Козьмино. Старт погрузке тогда дал лично глава правительства Владимир Путин.Как пишет "Коммерсант", сейчас судно зарегистрировано на либерийскую компанию Straits Shipholding Corporation, которая является дочерней структурой ОАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип").

***Между тем в администрации Новороссийска агентству "Интерфакс" сообщили, что со стороны города морякам и их семьям, вероятно, будут выплачены компенсации.
***"Мы сейчас рассматриваем вопрос с выплатой компенсаций морякам и их семьям. Вместе с тем после захвата судна в Новороссийске была организована работа трех психологов для помощи семьям моряков судна. Также в городе работали медики. Администрация города вела адресную работу с семьями моряков", - отметил представитель горадминистрации.
Он отметил, что из 23 членов команды судна 14 являются жителями Новороссийска.

***Все участники операции по освобождению танкера "Московский университет" и его экипажа от захватчиков будут представлены к наградам.
***"Молодцы, четко сработали. Хотел бы, чтобы вы подготовили представление о награждении всех наших, кто принимал участие в освобождении танкера. Четко, профессионально, быстро", - похвалил российских военных моряков президент РФ на встрече с министром обороны Анатолием Сердюковым, передает "Интерфакс".

***Мини-справка. Большой противолодочный корабль пр. 1155 «Маршал Шапошников».
***Страны под флагом которых служил: СССР. Водоизмещение (надводное/подводное): 7480 т. Размеры: длина - 163 м, ширина - 19 м, осадка - 7,8 м. Скорость хода: 29,5 узлов. Дальность плавания: над водой - 6882 миль. Силовая установка: ГТУ 4x20 000 л.с. Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Раструб" (8 ракето-торпед), 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты), 1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60) и др. Экипаж: 293 человек.
***"Маршал Шапошников" 18 марта 1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ и  в 1983 году заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде (заводской № 114),  спущен в январе 1985 года, вступил в строй 30 декабря 1985 года и 15 февраля 1986 года включен в состав КТОФ. с 29 ноября по 3 декабря 1987 года нанес визит в Бомбей (Индия) и с 14 по 18 августа 1990 года - в Вонсан (Северная Корея). 25 ноября 1993 года поставлен на "Дальзаводе" во Владивостоке на капитальный ремонт. В апреле 1994 года ремонт окончен и БПК снова в строю.

Источники: www.kp.ru (в т.ч. фото), www.vesti.ru, www.nashflot.ru (в т.ч. фото), www.yuga.ru, www.interfax-russia.ru, www.rian.ru (в т.ч. фото), отдел по связям с общественность ОАО "Новошип" (фото).